Статьи

Клуб любителей фантастики имени Фильки Рватого: Иван Ефремов, опередивший время

Кто он,  Иван Антонович Ефремов?  Великий писатель-фантаст, известный палеонтолог, научный гений, «социальный мыслитель». Его труды до сих пор  для  фантастики – кладезь идей, источник вдохновения.

Родился 10 апреля 1908 года, на изломе истории в России. Место рождения - дер. Вырица, Царскосельский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя. Отец, Антип Харитонович Ефремов, купец 2 гильдии, происходил из заволжских крестьян-староверов. Отслужив в Семёновском полку, он начал своё дело - лесопильный завод. Отец был деспотичен, строг, но любил читать, имел хорошую библиотеку.  Вот Иван с  шести лет и увлекся приключенческой и фантастической литературой: Жюль Верн, Генри Хаггард, Герберт Уэллс, Артут Конан Дойл, Рони-старший, Герман Мелвилл, Джек Лондон, Джозеф Конрад.   У мальчика с детства  было еще одно пристрастие: к тяжёлым вещам — к свинцовым часовым гирям, медным ступкам и утюгам, в целом к минералам.

Какое-то время Иван учился в гимназии г. Бердянска, а мать, после развода с отцом, с детьми перебралась в Херсон к родственнице. В 1919 году она вышла замуж за красного командира и уехала с ним, дети остались у родственницы, которая в конце года умерла от сыпного тифа. Этот период стал одним из наиболее тяжелых в жизни. Трое детей оказались брошенными на произвол судьбы, им приходилось продавать вещи, чтобы выжить в условиях полной нищеты, голода и болезней.

При бомбардировке Очакова Иван был контужен и с этого времени начал немного заикаться. Он прибился к автороте 6-й армии РККА, стал сыном полка, помогал на автобазе. В автороте он освоил устройство автомобиля и вождение. Учился экстерном и работал  грузчиком, пильщиком дров, шофёром.

Юноша увлёкся палеонтологией - наукой о вымерших животных, ещё в школе читал книги «Вымершие животные» Р. Ланкастера и «Превращения животного мира» Ш. Депере. Иван Ефремов получил три образования. По первому (среднеспециальному) он был штурманом каботажного плавания. Будущий ученый и писатель проработал год моряком на Дальнем Востоке. Затем он закончил биофак Ленинградского Государственного Университета (ЛГУ), а в 1937 году получил ещё и диплом с отличием Ленинградского горного института. Академик В. Л. Комаров писал о нем: «Молодой человек — настоящий тип начинающего учёного».

Иван Ефремов получил мировое признание сначала как ученый-палеонтолог, а уже потом как писатель-фантаст. С середины 1920-х годов его жизнь проходит в палеонтологических и геологических экспедициях, маршруты пролегали по Поволжью, Уралу, Сибири, Дальнему Востоку.  Он руководил 26 экспедициями из 31, в которых участвовал. Во время экспедиций его группе удалось рассмотреть  местонахождения земноводных в известняках нижнего триаса в районе Прикаспии. Из  экспедиции в район водного бассейна Волги молодой учёный привёз множество черепов лабиринтодонтов триаса. В 1929—1930 годах Ефремов дважды исследовал медистые песчаники (пермский период) в медных рудниках в Оренбуржье, изучал «динозавровый горизонт» северных предгорий Тянь-Шаня и пермские и триасовые ископаемые в Приуралье. В 1946-1949 годах экспедиция во главе с Ефремовым в Монголии обнаружила большое количество останков динозавров мелового периода и позвоночных палеоцена. Иван Антонович утверждал, что Гоби изначально  не была пустыней, а представляла  собой заболоченную низменность.

Ефремов разработал основы целой новой отрасли знаний. Тафономия — это наука о закономерностях сохранения остатков ископаемых организмов в слоях геологических пород. Ефремов стал знаменитым ученым по исследованию доисторических животных. В 20-х годах ХХ века в одной из экспедиций Иван Ефремов находит и описывает останки ветлугазавра. Иногда, в западных учебниках и справочниках Ефремова называют не больше и не меньше «отцом» современной палеонтологии.

Сбывшиеся предсказания ученого. Иван Ефремов вполне может соперничать с Жюлем Верном и Артуром Кларком по количеству сбывшихся научных предсказаний. Например, в рассказе «Алмазная труба» 1944 года он предсказал открытие богатейших алмазных залежей в Якутии. Через 10 лет энтузиасты отправились туда проверить гипотезу Ефремова и в 1954 году открыли кимберлитовую трубку «Зарница» всего лишь на 300 километров южнее описываемых в рассказе мест.  Кимберлитовая трубка – это такое образование в земле, которое возникает при прорыве магмы из ядра планеты  сквозь земную твердь.  Еще одно сбывшееся пророчество писателя — открытие месторождения ртутных руд на южном Алтае. Описал он его в рассказе «Озеро горных духов».
А в рассказе «Атолл Факаофо» он предсказал особенности поведения жидких кристаллов (это такое состояние вещества, когда оно становится одновременно и жидким, и твердым, то есть представляет собой кристаллы).  Изобретатель голографии Юрий Денисюк упоминал в интервью, что вдохновился идеей голографии прочитав Ефремовские научно-фантастический рассказ «Тени минувшего» 1945 года и повесть «Звёздные корабли» 1946 года.

А в романе «Туманность Андромеды» Ефремов изложил принцип геостационарной орбиты спутников и идею трехмерного телевидения.  Книга стала одним из самых  значимых  произведений советской фантастики. Утопическое описание коммунистического общества будущего потрясало воображение читателей.  Книгу экранизировали и фильм оказал глубокое влияние на кинофантастику XX века. Есть предположение, что имя персонажа Дар Ветер перекочевало в лукасовскую космооперу, стало именем  злодея Дарта Вейдера. Книга и одноименный фильм выходили в Штатах. Главной идеей романа стала идея Великого Кольца — братства всех разумных существ. В книге чувствовалось  влияние проектов Циолковского по освоению космос.

В своей антиутопии «Час быка» Ефремов во многом предсказал современное общество потребления. Группа исследователей с Земли прибыла на планету Торманс, которую ранее колонизировали земляне. Людей еще в детстве разделяют на касты — невежественную короткоживущую рабочую силу (кжи) и образованную почти бессмертную элиту (джи). Кстати, «Час быка» послужил источником вдохновения куда более широко известной книги — «Незнайка на Луне» Николая Носова. Описание общества с глубокой поляризацией верхов и низов получилось эталонным, а книга, по сути, популярно излагает идеи Ефремова для детей.

В 1960-е годы книги Ефремова печатались большими тиражами, его произведения открывали сборники научной фантастики и представляли советскую фантастику за рубежом. «Лезвие бритвы» продавалось на чёрном рынке за огромные деньги — 40 рублей, когда столько же стоила  пара модных женских зимних сапог.   Роман «Лезвие бритвы» (1963) имеет  три сюжетные линии, которые завершаются встречей героев в Индии: изыскания советского учёного и гипнотизёра Ивана Гирина, путь индийского художника к высшему познанию и приключения молодых итальянцев, отправившихся на поиски африканских алмазов. По мнению некоторых критиков роман «Лезвие бритвы» - это  единственный в своём роде «советский мистический роман».

Над романом «Таис Афинская» Ефремов работал долго,  тщательно изучая античные источники; писал три года. Сюжет романа разворачивается в IV веке до н. э, во время походов Александра Македонского. Великий полководец намеревался объединить народы Запада и Востока в равенстве по разуму, но не преуспел: за победой над персами последовало обычное порабощение народов. Таис путешествует, обретая знания, зрелость и мудрость, ― из Афин в Спарту, через Крит в Египет, затем, с армией Александра ― в Вавилон. В конце романа, вернувшись в Египет в качестве царицы, жены Птолемея, Таис отказывается от власти.

Умер Иван Ефремов  5 октября 1972 года   в  Москве  после долгой болезни.

Феномен И.А. Ефремова состоит в том, что в нем, одном человеке, писательский талант объединился с гением ученого. Велико значение его творчества для развития не только российской, советской, но и  мировой фантастики в целом.  В честь Ефремова были названы малая планета (2269) Ефремиана, открытая 2 мая 1976 года астрономом Н. Черных.  Его имя присвоили  терапсиду -  ивантозавр (лат. Ivantosaurus ensifer, буквально «Ивана Антоновича ящер»), открытый П. Чудиновым в 1983 году, а также  минералу ефремовит, найденному  в 1985 году.

Братья Стругацкие считали Ефремова своим учителем. Он стал прототипом Фёдора Симеоновича Киврина в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Фотогалерея новости:

Моя школа

Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

perdannye_deti_1.jpg