Общая информация и объявления для родителей

Хороший, плохой, злой: агрессивный ребенок

Хороший, плохой, злой: агрессивный ребенок
Некоторые родители бывают удивлены, когда их домашнего и незлобивого ребенка называют агрессором, потому что дома они видят его совсем другим. Иногда причиной этого дисбаланса является то, что домашняя среда настолько насыщена агрессией, подавлением и ограничениями, что ребенок не имеет возможности выражать свои эмоции в среде людей, которые так же разгневаны, как он, но значительно сильнее и влиятельнее. Тогда он пытается восстановить внутреннюю гармонию, проявляя жестокость к игрушкам, животным или другим детям — по секрету от взрослых.

Значительно чаще вспыльчивость и горячий нрав ребенка для его домашних секретом не является, поскольку агрессия — это его привычное состояние, инструмент, с помощью которого он добивается желаемого, выражает эмоции, взаимодействует с людьми.

Причины возникновения детской и подростковой агрессии разнообразны и, кроме прочего, зависят от возраста. Если в раннем возрасте — в 1-2 года — гнев чаще всего является острой реакцией неудовлетворения, ответом на неисполненное желание или неудобство (например, другой ребенок держит привлекательную игрушку крепко и расставаться с ней не собирается; солнечный зайчик не получается ухватить; противный порожек попадается под ноги и заставляет больно шлепнуться на пол), и легко уступает место другим эмоциям, если мама достаточно мудра и терпелива, чтобы отвлечь малыша, а не отвечать на его раздраженный вопль своим, то после трех лет агрессия меняет свой характер и направленность. Во время переживания кризиса трех лет агрессия перенаправляется на людей, ограничивающих свободу ребенка, даже если в его случае это свобода поесть грязи или засунуть в нос часть конструктора. Значительно чаще гнев ребенка раннего возраста направлен на тех, кто не позволяет ему осваивать новые стадии самостоятельности — на домашних, которые продолжают опекать его сверх меры. Когда маленький человек говорит «Я сам!» и пытается плохо и неумело сделать то, что мама сделала бы быстро и аккуратно — надевает ботинки, ест кашу, намыливает руки мылом — а взрослые пытаются ускорить процесс, оказывая ему непрошенную помощь, он вполне ожидаемо возмущается, причем как в процессе взаимодействия, так и перманентно. Семьи с детьми, переживающими кризис трех лет, нередко напоминают театр военных действий — дети противоречат родителям при всяком удобном случае, взрослые члены семьи раздражены постоянным противостоянием и на повышенных тонах обсуждают свои педагогические решения и методы, старшее поколение в лице бабушек и дедушек гнет свою линию, пытаясь сохранить все так, как привычно им, пестуя внуков, как младенцев, и всячески продлевая им период беспомощности. Обстановка общей нервозности способствует возрастанию агрессивности детей и закрепления ее как черты характера.

Именно в раннем возрасте возникает возможность компенсации либо закрепления агрессивности, причем ни родители, которые решительно пресекают детскую вспыльчивость окриками и затрещинами, надеясь «выбить из него эту дурь и приструнить», ни те, кто оправдывает свое чадо, избивающего соседей по песочнице, тем, что оно, мол, маленькое, не понимает, и не предпринимающие ничего, чтобы остановить его военную экспансию, не бывают вознаграждены. И в случае авторитарных методов воспитания, и при попустительстве агрессивность ребенка активно закрепляется, превращаясь из эпизодической в постоянную.

Необходимо заметить, что мера агрессивности, допустимая в обществе, широко варьирует и очень зависит от культурных особенностей вышеупомянутого общества, национальной, стратовой, половозрастной специфики. Если в одних условиях детей учат, что на всякий случайный толчок нужно «давать сдачи» в полном объеме, иначе не будешь заслуживать уважения окружающих, то в других принято настраивать детей на то, что они должны быть тихи, незаметны, благовоспитаны и удобны для окружающих. Если для младшего школьника мужского пола примерно раз в неделю драться — это скорее норма, то первоклассница, выступающая в том же зачете, скорее не встретит понимания родителей и будет оперативно показана специалистам по детскому развитию на предмет выявления психической патологии.

Надо уточнить, что агрессивный ребенок не всегда проявляет себя драчливостью. Отечественные специалисты выделяют такие основные критерии детской агрессивности:

· ребенок часто теряет контроль над собой;
· ребенок часто спорит, ругается со взрослыми;
· ребенок часто отказывается выполнять правила;
· ребенок часто специально раздражает людей;
· ребенок часто винит других в своих ошибках;
· ребенок часто сердится и отказывается сделать что-либо;
· ребенок часто завистлив, мстителен;
· ребенок чувствителен, очень быстро реагирует на поведение и различные действия окружающих (взрослых и детей), которые нередко раздражают его.

О том, что ребенок агрессивен, говорит наличие большинства (не обязательно всех) симптомов.

Не слишком очевидные признаки агрессивности включают пассивно-агрессивное поведение, при котором ребенок выводит взрослых и сверстников из себя, используя косвенные, скрытные методы — сталкивая людей между собой, манипулируя ими так, чтобы организовать конфликт, причиняя ущерб не самим обидчикам, а их имуществу или их домашним любимцам, при этом формальные признаки агрессивного поведения могут отсутствовать или принимать скрытые формы. Например, восьмилетняя девочка, проиграв в настольную игру на празднике в честь дня рождения подруги, не высказала никакого недовольства, но прошла в ванную и смыла в унитаз семейство хомяков, подаренное родителями имениннице, живьем, после чего вернулась и продолжила играть с детьми, удовлетворенная местью. Ни ругани, ни драки для причинения максимального ущерба не понадобилось, но такое поведение характерно именно для детей, которых называют агрессивными.

В работе с детьми, склонными к агрессии, важно не налепить ярлыки, а понять, какая причина заставляет каждого конкретного ребенка или подростка из всех возможных форм поведения выбирать преимущественно агрессивные. Принято считать, что при помощи агрессивного и вызывающего поведения дети, не чувствующие себя любимыми и нужными, пытаются обратить на себя внимание, не позитивное, так хоть негативное. Некоторые родители пытаются это оспорить, утверждая, что уж их-то чадо окружено вниманием круглосуточно, но проблема агрессивности от этого не ослабевает. Как правило, усиленным вниманием в таких семьях считается постоянный контроль и поддержание определенного уровня требований к ребенку, и само внимание, как таковое, достается не сыну или дочери, как личности, а степени соответствия чада этим критериям.

Еще одним вариантом агрессивного ребенка, не лишенного формального внимания семьи, является так называемый «бабушкин внучок» - ребенок, с раннего детства до школы находящийся под присмотром бабушки вместо посещения детских учреждений. Выигрывая в малом (домашние дети действительно меньше сталкиваются с инфекциями), семья проигрывает в большем: пожилая женщина, души во внуке не чающая и сдувающая с него пылинки, как правило, не устанавливает для дошкольника внятных рамок поведения, правил, и тем более неспособна проследить за их исполнением. Малышу постоянно что-то запрещают из соображений безопасности, в то же время он пользуется почти полной вседозволенностью, манипулируя бабушкой в своих целях. Контакты с детьми ограничиваются спецификой физического состояния бабушки, которой легче остаться с ребенком дома у телевизора или дойти с ним до ближайшей скамейки, чем водить ребенка туда, где он сможет выплеснуть энергию и находиться среди разновозрастной группы детей, которые укажут избалованному инфанту, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Привыкший к лучшему месту, лучшему куску и положению семейного тирана ребенок может впадать в гнев всякий раз, когда что-то происходит не так, как ему хотелось бы. Поэтому семьям, заинтересованным в воспитании ребенка, способного цивилизованно взаимодействовать, необходимо разбавлять опыт общения ребенка с бабушкой регулярными визитами в группу сверстников, если не в детский сад, то в кружки, секции, группы развития.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с привычкой реагировать на окружающих агрессивно, необходимо понимать, что его в эту ситуацию привело. Некоторые дети пользуются агрессивным поведением, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и сверстников, но они не упорствуют в негативных проявлениях, способны подраться из-за пустяка, но через минуту уже, забыв обиды, предложить сопернику вместе погонять мяч.

Другие реагируют агрессивными выпадами на большинство действий окружающих, поскольку имеют крайне узкий выбор форм поведения. Они попросту не знают, как еще можно справиться с той или иной ситуацией, поскольку несколько раз агрессивная реакция позволила прийти к необходимому результату и закрепилась, как успешный вариант. Если запугивание одноклассников позволило и приобрести влияние, и занять удобное место, и получить некоторые привилегии, но зачем пробовать другие формы поведения?

Есть и группа детей, для которых мотивом агрессивного поведения служит удовольствие от насилия, как такового. Таким детям и подросткам не важно, какое мнение о них складывается у окружающих, какова будет выгода из их антиобщественного поведения и какое за ним может последовать наказание. Во многих случаях можно говорить о полном отсутствии чувства вины и так называемых угрызений совести, ребенок совершает насильственные и оскорбительные действия, как только предоставляется такая возможность. С такой мотивацией агрессивного поведения крайне трудно работать, в ряде случаев приходится обращаться к специалистам по подростковой и детской психиатрии на предмет исключения возможности психопатии

Вне зависимости от того, определяете ли вы агрессию ребенка как браваду, защитное поведение, неумение реагировать на трудности иначе или осознанное злонамеренное деяние, постарайтесь воздержаться от обвинений и упреков. Это бывает непросто, особенно, если объектом гнева и враждебных действий несовершеннолетнего являетесь вы сами или ваш ребенок. Первая, природная, инстинктивная реакция примата велит нам, встретив агрессию, напасть в ответ или бежать прочь. Но, поскольку культура сделала взгляды человека и репертуар его поведения значительно шире примитивного реагирования, мы должны обратиться к лучшему в себе и посмотреть на ситуацию со стороны. В большинстве случаев вы увидите, что агрессивный ребенок или подросток сам глубоко несчастлив, и его поведение говорит о неудовлетворительной ситуации развития.

Общим для всех детей, склонных к агрессии, качеством является ослабленная эмпатия, неумение поставить себя на место другого. Исследования показывают, что у этой категории детей и подростков выраженная склонность к неумению распознавать эмоции и намерения окружающих, они значительно чаще приписывают взрослым и сверстникам враждебные намерения, негативные чувства по отношению к себе, полагают, что люди помнят обиды неограниченно долго и могут продолжать мстить за что-либо, произошедшее давно. Например, после произошедшей стычки ребенок, не склонный к агрессии, может простить своего обидчика и, видя его дружелюбие, перевернуть плохую страницу в их общении и начать новую, в которой будет место приятельству и совместным играм. Агрессивный ребенок фиксируется на произошедшей негативной ситуации и может напасть на бывшего соперника снова и снова, априори предполагая, что тот настроен к нему заведомо плохо и сам вынашивает планы навредить, ударить, неожиданно наброситься.

Начать работу по приведению агрессивных тенденций у детей, будь это ваши сын или дочь, ученик или воспитанник, в общественно-приемлемые формы, нужно с понимания того, с кем мы имеем дело, и того, чего мы хотим добиться. Многие вспыльчивые, драчливые дети успевают восстановить против себя всю группу, и, требуя от них непротивленчества немедленно, мы не учитываем последствий, которые ему грозят. Так же непросто измениться и детям, которые растут в атмосфере домашнего насилия. Воздействовать на среду сложно, но если даже не пытаться этого сделать, то положительных изменений в поведении и мировосприятии ребенка добиться будет непросто.
Работа с детской агрессивностью должна включать многосторонние воздействия: во-первых, необходимо выяснить уровень эмпатии ребенка, изучить особенности его владения невербальной коммуникацией. Правильное понимание собственных и чужих эмоций, верное «считываение» выражений лица и движений снизит напряженность и готовность к агрессивному ответу, но в случае выраженной агрессивности ради достижения среднего уровня понимания невербалики придется здорово потрудиться. Маленькие дети хорошо реагируют на карточки с рожицами, схематично выражающими эмоции, подростки с большим интересом истолковывают выражения лиц на фотографиях. Довольно часто наряду с психологическим просвещением по вопросам вербальной и невербальной коммуникации положительный эффект дает расширение запаса слов, выражающего оттенки эмоций. Как только подросток получает возможность оценивать свое эмоциональное состояние точнее чем «круто», «нормально» и «отстойно», он и чувствовать себя начинает по-другому.

Помимо понимания своих и чужих эмоций, агрессивному ребенку зачастую не хватает умения и возможности их обсуждать. Невыраженные, кипящие внутри эмоции легко перерождаются в гнев, который направляется на объекты, оказавшиеся не в то время не в том месте. Но и перейти от выражения неосознаваемых чувств деструктивным поведением к обсуждению оттенков своих эмоций и тонкостей их протекания недоверчивым, не склонным к рефлексии детям, как правило, непросто. Обсуждать их текущее состояние можно начать в ритуализированной форме, в группе. Если ребенок изо дня в день будет видеть, что окружающие оценивают свое состояние и делятся переживаниями, то и им в какой-то момент будет естественно включиться в этот ритуал. Если времени на установления ритуала нет, то можно обсуждать эмоции в символической форме, на примере кукол или картинок без лица (наличие у картинки или игрушки собственного лица и его выражения навязывает ребенку идеи по поводу его собственного состояния).

Если, несмотря на все ваши старания, вы не можете добиться сколько-нибудь значимой эмпатии, сочувствия людям, как пострадавшим от действий самого ребенка, так и условным жертвам разыгрываемых ситуаций, если ребенок равнодушен к любым страданиям, кроме своих собственных, если он крайне изобретателен в самооправданиях и при этом достаточно ловок, чтобы избегать крупных неприятностей, то необходимо посоветоваться по его поводу со специалистом по детской психиатрии.

Помимо недостатков в понимании невербальной коммуникации, особое внимание следует уделять формированию разнообразных паттернов поведения, позволяющего решить конфликт социально-одобряемым образом. Агрессивность, вошедшую в привычку, преодолеть трудно, особенно, если она долгое время вознаграждалась.

Несмотря на то, что психологи справедливо требуют, чтобы с агрессивными детьми обращались максимально корректно, не подвергали их постоянной критике и нападкам, вне зависимости от того, насколько невыносимыми они сумеют себя показать, верно и то, что им необходима разумная дисциплина, четкое понимание того, что можно, чего нельзя, размеренный и ритуализированный образ жизни.

Очень важна для детей, часто прибегающих к агрессивному поведению, возможность своевременно выразить и отреагировать свои негативные и позитивные эмоции. Кому-то из них помогает возможность нарисовать своё настроение, кому-то более показана работа с вокалом — крики и пение дают выход чувствам. Но, как правило, ничто не помогает лучше соответствующих форм физической активности — бег, прыжки, плавание, работа с боксерской грушей полезны во всех отношениях и помогают детям и подросткам «спускать пар». При наличии постоянной спортивной нагрузки на вспышки ярости просто не хватит жизненной энергии. Если ребенок по возрасту и состоянию здоровья не может тренироваться систематически, способы выражения гнева нужно искать альтернативные: от работы с песком и водой до предложения действительно что-то разрушить — разбросать мягкие игрушки, назначить одну из них своим обидчиком и поколотить ее надувным молотком.
Во взаимодействии с агрессивным ребенком следует помнить о том, что его цель — вывести вас из себя, доказать себе, что внутри вас скрывается и только и ждет возможности выйти наружу злобный монстр, которого вы ему и покажете, потеряв над собой контроль. Прежде всего, контролируйте собственное поведение, не допускайте собственных вспышек ярости и потоков обвинений, даже если иногда вам кажется, что крик и раздача наказаний — единственное, что может приостановить несовершеннолетнего возмутителя спокойствия. Ваша задача в другом: попробуйте доказать, что мир не настолько ужасное место, чтобы вести себя в нем исключительно ужасно, попробуйте стать моделью нормального поведения и общения, попытайтесь найти в маленьком человеке, настроенном деструктивно, что-то хорошее, и признать это вслух. Он нуждается в этом гораздо больше детей, заслуживающих похвалу каждым своим поступком.


Возврат к списку

Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

17 октября
День посиделок при свечах



РГУ им. С. А. Есенина




perdannye_deti_1.jpg