Общая информация и объявления для родителей

"Новый ребенок". Почему наши дети не такие, как мы, и что с этим делать

"Новый ребенок". Почему наши дети не такие, как мы, и что с этим делать
«Мы были другими!». То есть уважали старших, не шумели в общественном транспорте, ели много зеленых овощей и не путались под ногами. Да, еще мы хорошо учились. Практически все.

Пускаясь в путешествие по берегам туманной юности, память подсовывает нам больше хорошего, чем плохого. И даже тогда для озвучивания в воспитательной беседе годится не все, что мы припомнили. Родительский фильтр заставляет придержать при себе и нелады с физикой, и сомнительные знакомства, и подробности периода экспериментов с имиджем и… готово: вы великолепны. И можете с ощущением собственной правоты уверять, что вы в годы своего чада были значительно более зрелой, самостоятельной и достойной уважения личностью.

Разумеется, размышления о том, что раньше и трава была зеленей, и солнце ярче, и дети лучше, происходят в рамках собственного опыта. Потому что предположить, что каждое следующее поколение деградирует по сравнению с предыдущим, было бы, как минимум, невежливо по отношению к Дарвину и его теории эволюции. Можно, конечно, идеализировать примитивные общества, но справедливости ради надо признать, что по сравнению с ними современные культура и цивилизация отнюдь не только потеряла, но и приобрела, причем приобретений заметно больше. А мнение о том что подростки не дотягивают до стандартов, заданных предыдущими поколениями, встречается в наследии каждой исторической эпохи.

"Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей," – так мог бы от души посетовать почти любой родитель или педагог, но эти слова принадлежат Сократу и сказаны в 5 веке до нашей эры.

Как правило, часть проблемы непонимания и неприятия старшим поколением поведения младшего заключается в том, что по мере отдаления от уклада жизни традиционных культур размывались и границы момента, в который дитя становится взрослым, а также содержание того, какое поведение может считаться приемлемым для подростка и молодого человека. Подросток как таковой, как отдельная стадия развития личности, появился не так давно. Обряды инициации у примитивных племен переводят человека из статуса ребенка в статус взрослого как только он физически становится способен выполнять нужные общине функции: охотиться, защищать территорию, создавать потомство. В средние века ребенка отдавали в учение (а по сути, в работники) как только у него появлялось достаточно сил, чтобы удержать инструменты.

Специальная детская одежда появилась лишь в 20 веке. До того чада носили то же, что их родители, с поправкой на размер. Эта деталь подчеркивает то, что дети испокон веков считались «заготовками взрослых», а не личностями, наделенными свободой воли и имеющими собственные суждения. Как только подростки получили возможность быть «ни детьми и ни взрослыми», собственную социальную нишу, они немедленно в ней освоились, ниспровергая устои и ценности взрослого мира и чутко реагируя на все новое. Подростки первыми улавливают назревающие тенденции в массовой культуре и жизни общества, что дополнительно отчуждает их от взрослых, относящихся ко всему новому с осторожностью, связанной с наличием жизненного опыта.

В последнее время о «детях, не таких, как прежде», заговорили и те, кто сталкивается с детьми и подростками изо дня в день – школьные учителя, выпустившие во взрослую жизнь не одно поколение учеников. Именно они стали свидетелями тенденции к изменению психологического портрета современного подростка, изменению быстрому и качественному.

Чем же отличается современный ребенок от своих сверстников десяти-двадцатилетней давности?

Изменения коснулись многих значимых сфер развития.
Например, неожиданным для ученых фактом стало то, что акселерация подрастающего поколения, о которой много говорили и писали в середине и конце двадцатого века, больше не наблюдается, более того, она уступила место ретардации. Проще говоря, раньше отмечалось, что дети перерастают своих родителей, созревают быстрее, весят больше и кажутся заметно взрослее своих сверстников, обследованных в начале 20 века. В свое время тот факт, что средний возраст физического созревания девушки сместился с 15-17-летнего в начале века к 11-13-летнему к концу века вызывал обеспокоенность, поскольку социальная зрелость за биологической не угонялась, что создавало юным девушкам и их родителям немало трудностей. Тенденция к увеличению роста и веса подростков позволяла медикам предполагать, что подростки 21 века будут в большинстве массивными гигантами по сравнению со школьниками 19-20 века. Акселерация в свое время была связана с резким улучшением условий жизни и качества питания жителей развитых стран, что произошло в итоге индустриализации и технологических прорывов в производстве, хранении и переработке продуктов сельского хозяйства.

Отмечаемая современными исследователями ретардация, то есть снижение среднего веса и роста детей и подростков по сравнению с их сверстниками из предыдущих поколений также связана с питанием и образом жизни современной семьи. Современный подросток в среднем потерял в весе и росте, замедлился в физическом развитии, его кости тоньше, а здоровье оставляет желать лучшего. У него менее развита мышечная ткань, но более развита жировая, и в противовес тенденции к общему исхуданию, случаев детского ожирения становится значительно больше. Это противоречие легче представить себе в виде старшего класса прошлых лет: большинство гармонично сложенных школьников, а две-три худышки, один тучный ребенок и один ученик необычно малого роста разнообразили картину. Теперь обычным можно считать класс с несколькими учениками с избыточным весом, несколькими низкорослыми школьниками, гармонично сложенными детьми, которых будет менее половины и достаточно обширной группой учеников с заметным дефицитом веса. При ближайшем рассмотрении окажется, что среди последних немало тех, кого теперь принято называть «худой толстяк», это явление, при котором при общем недостатке веса, основную массу тела человека составляют жировые ткани.

Как и в двадцатом веке, колебания роста и веса школьников, тенденция к ухудшению их соматического здоровья связаны с изменениями в питании и образе жизни современных детей. Среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию. Ученые отмечают, что в структуре хронических болезней современных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы и психической сферы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. У девочек-старшеклассниц на ведущее место выходят хронические болезни женских тазовых органов, что раньше не отмечалось никогда. По данным Психологического института РАО в школу в настоящее время приходят 20% детей с различными нарушениями психического здоровья. К концу их обучения в начальной школе эта цифра увеличивается до 60%. Российские ученые, проводя анализ функциональных нарушений среди нынешних подростков и их сверстников 90-х годов, отмечают весьма существенные изменения в здоровье, которые произошли за 10 лет. За первое десятилетие 21 века распространенность расстройств сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в три раза и выявляется у каждого второго подростка.

Сочетание хрупкого здоровья подрастающего поколения, тенденции к малодетности семей и агрессивной социальной среды приводит к тому, что дети и подростки в больших городах все чаще в качестве площадки для общения используют не реальные встречи с друзьями по интересам, а социальные сети и другие интернет-ресурсы, позволяющие обмениваться различными видами информации. То, что современные подростки не столько бывают в интернете, сколько живут в нем, ни для кого не секрет. На сегодняшний день то же можно сказать и о детях младшего и среднего школьного возраста. Их познавательная потребность с малых лет направлена не на сам внешний мир, а на его отражение во всемирной сети. Вне зависимости от того, что ребенок делает в сети – играет или учится, он находится в уникальной ситуации разобщенности со сверстниками, живущими рядом с ним, с одной стороны, и общности с людьми и группами, общающимися с ним посредством сети. При кажущейся очевидности этого наблюдения, оно вплотную подводит нас к тому, в чем именно нынешнее подрастающее поколение отличается от предыдущих.
Развитие личности происходит в социальной среде и посредством ее воздействия. На разных возрастных этапах эта среда представляет собой именно то, что способно повлиять на ребенка именно сейчас, помочь ему преодолеть новую ступень развития. Одновременно это среда представляет собой предел возможностей ребенка в плане социального взаимодействия и своего рода референтную группу, в глазах которой человек должен состояться на данном возрастном этапе. В раннем возрасте ребенок развивается, взаимодействуя с матерью и оценивает себя ее к себе отношением. В дошкольном детстве приоритетным становится общение внутри семьи, в кругу живущих в доме, непосредственно окружающих ребенка людей. Для младшего школьника основополагающим становится мнение учителя, как олицетворения школы в целом. Общение в группе сверстников в этом возрасте тоже во многом зависит от того, какие оценки и суждения о том или ином ученике группе навязывает педагог (иногда бессознательно, иногда намеренно). Младшие подростки испытывают потребность быть принятыми группой сверстников, пользоваться уважением одноклассников, нравиться, производить впечатление. В юношеском возрасте школьники расширяют свои социальные связи, и в то же время ищут более тесной, глубокой дружбы, с одним-двумя партнерами по общению.

Таким образом открывали для себя мир и находили в нем себя подрастающие поколения середины-конца 20 века. В настоящее время развитие информационных технологий, новые средства коммуникации изменяют и направление, и процесс, и результат социализации личности, а вслед за ним и ее развития.

Социальные сети, широкие возможности общения в сети Интернет нарушают привычную нам картину поступательного расширения кругов социального влияния. Школа и двор не являются более единственными моделями общества, доступными ребенку. Даже учащиеся младших классов, не говоря о детях постарше, постоянно общаются в сети с большим количеством пользователей интернета, поддерживают большое количество социальных связей с людьми, которые могут быть с ними лично не знакомы. Специфика интернет-общения, не предполагающего учета социального статуса собеседника и других условностей, позволяющего начинать и прерывать контакт в одностороннем порядке, выбирать уровень открытости и анонимности, свободно искажать информацию и выражать свои эмоции без оглядки на принятые обществом нормы накладывает отпечаток на все стороны социальной жизни детей и подростков.

Наши дети живут в принципиально других условиях и обстоятельствах, но старшее поколение не всегда способно оценить то, под каким давлением растет школьник, понять, почему он не способен сосредоточиться на учебной деятельности, почему не хочет читать, почему он пренебрегает вниманием тех, кто его окружает в реальной жизни, но ищет внимания и одобрения сотен и тысяч незнакомых людей, имеющих возможность оценивать его по активности в интернете.

Тем из взрослых, кому близки идеи классического воспитания, принять новую реальность труднее. Действительно, у традиционного взгляда на то, что должно быть воспринято культурным, воспитанным, прилежным школьником, есть масса плюсов. Но задайте себе вопрос — найдете ли вы для своего воспитанного в старых традициях ребенка подходящую среду, когда он станет взрослым? Доказывая ему, что книги сделают его просвещенным и компетентным во всех необходимых областях, не грешите ли вы против истины? Противопоставляя его всему белому свету и убеждая, что вести себя так, как принято у современных молодых людей, недопустимо, не лишаете ли вы его шанса войти в общество и сформировать собственное представление о том, что хорошо, а что плохо?

Поймите, что многое из того, что нам, взрослым, на основании нашего опыта кажется злым умыслом, для современного подростка — не более чем объективные обстоятельства жизни, которые необходимо учитывать. Дети мало читают и неграмотно пишут — и это не удивительно, поскольку они получают столько информации по зрительным и слуховым каналам, что совмещать это с запойным чтением способны редкие уникумы с гипертрофированной познавательной потребностью. Дети не задумываются о своем будущем, живут одним днем — но ведь они живут в мире, который создали для них мы, с его потребительскими кредитами, быстрым питанием, он-лайн покупками и без малейшей гарантии на будущее. Дети не желают взрослеть и созревать в социальном плане, брать на себя ответственность за себя и других — после того, как мы препятствовали их созреванию и взрослению в отрочестве, боясь, что чадо без нашего руководящего перста наделает опасных глупостей.

Наши дети принимают решения, руководствуясь собственными представлениями о себе и мире, но эти представления настолько отличаются от наших, что и решения, продиктованные ими, не встречают нашего понимания.

Важно помнить, что, несмотря на существование вечных ценностей, мир значительно изменился. Объективно изменилось и положение человека в нем, представление человека о себе, его образ «Я». Взрослые и дети, как никогда, чувствуют себя представителями не просто разных культур, но разных миров, параллельных вселенных. Взаимопонимание и взаимопринятие в такой ситуации затруднены.

Примите, как должное, то, что не все в ваших детях, ваших учениках, ваших воспитанниках будет вам понятно, знакомо, не все будет соответствовать вашим представлениям о том, что хорошо и что плохо. Постарайтесь спокойно отнестись к тому, что их взгляды на то, как проводить свободное время, каким образом и сколько именно общаться с окружающими, как и что планировать в своей жизни, будут кардинально отличаться от того, что бы посоветовали вы. Велика вероятность того, что профессиональный путь вашего воспитанника, если вы не будете вмешиваться в процесс выбора карьеры, будет извилистым, прерывистым и закончится не тем, что вы себе представляли, мечтая о лучшем будущем для ребенка.

Что можно сделать для своего ребенка уже сейчас? Осознайте, что он во многом другой, но это не значит, что он хуже. Не сравнивайте его ни с собой в детстве, ни с детьми соседей и знакомых, ни с идеальным «сферическим ребенком в вакууме». Единственный человек, сравнение с которым может быть уместно — это он сам вчера, позавчера, несколько лет назад. Примите его вместе со всем понятным и непонятным вам, со всем родным и знакомым и со всем «непонятно откуда взявшимся», со всеми его плюсами и минусами. Любите своего ребенка таким, какой он есть, хотя бы потому, что он нуждается в этой любви и будет нуждаться в ней всю жизнь. Убедитесь, что ваша любовь и принятие существуют не только в вашей голове, а выражаются прямо, открыто, в доступной ребенку форме. Современные дети и подростки все сильнее отрываются от традиций и ценностей родовой культуры, это общая тенденция и реальность, в которой они живут, поэтому не стоит ожидать, что сын или дочь будут проявлять полное почтение к старшим членам семьи или открыто обсуждать с ними все подробности своей жизни. Но теплые семейные отношения, атмосфера принятия и поддержки все еще необходимы им, как и уверенность в том, что родительский дом — место, где тебя примут любым.

Важным является то, что помимо любви, родительская семья должна дать ребенку понимание ответственности, навык принятия на себя обязательств, самостоятельных решений, способность следовать принятым решениям и отвечать за их последствия. Как бы ни изменился мир вокруг молодого человека и каких решений бы ни потребовала от него жизнь, он или она смогут воспользоваться лишь теми способами реагирования, которые ваш ребенок освоил под вашим руководством или вынужден был выработать под вашим давлением. Избегание, как реакция на проблему, с одной стороны, общая тенденция, а с другой — калька с поведения учителей и родителей, которые, найдя в себе силы не осуждать то, что выбирает для себя ребенок, словом и делом, по сути не принимают его, а терпят. В нашей практике были случаи, когда родители искренне недоумевали, почему их подросток так странно равнодушен к своему будущему, ведь мама и папа делают все, чтобы ребенок не тратил времени попусту и попал в приличный вуз. То, что родители почти ничего не знают о настоящем своего ребенка и абсолютно равнодушны к его надеждам и переживаниям, выяснилось достаточно быстро, но на то, чтобы уловить связь между этими явлениями, времени ушло достаточно — мы, взрослые, не сразу привыкаем к мысли, что тоже можем ошибаться.

Что мы можем сделать для наших — новых, других — детей сейчас? То же, что и всегда: вести себя так, чтобы слова не расходились с делом. Не подавать дурного примера, не требовать от ребенка соответствовать высоким стандартам, до которых не дотягиваем сами. Обосновывать требования на логических доводах, а не на эмоциональных вспышках. Вместо того, чтобы критиковать чужой образ жизни, задумываться о том, настолько ли хорош наш и туда ли он нас привел, куда мы хотели. Помнить о том, что каждый человек нуждается в любви и уважении, особенно, если он еще не настолько освоился в этой жизни, чтобы не искать подтверждения собственной ценности в кругу близких.
Понимать, что мы выпустили детей в другой мир, нежели тот, в котором росли мы сами, и выбор этого мира не был в их власти. Надеяться, что лучшее от нас они все же унаследуют. Верить, что они справятся.


Возврат к списку

Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

20 августа 



РГУ им. С. А. Есенина




perdannye_deti_1.jpg