Все новости

Ах, этот бал! Игра для любознательных.

03.12.2014

Ах, этот бал! Игра  для  любознательных.
Бал – настоящая находка 
Для юных франтов и для дам, 
Его с восторгом ждет красотка, 
Он праздник пасмурным отцам
Чтоб дочка куколкой оделась, 
Хлопочет опытная мать, 
А чтоб она не засиделась, 
Везет ее потанцевать. 
Ф. Кони 

Сегодня бальная традиция возвращается, а кто знает, может, и нам когда-то повезет, но чтобы знать как себя повести на балу, как одеться, мы для начала «окунемся» в истории данного процесса.

Слово «бал» - заимствованно из французского «bal» и происходит от старофранцузского глагола «baller» - «танцевать». Одним из первых балов был бал, данный в честь бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской (XIV в.).
 
В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись". 

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Придворный этикет стал более строгим. Вот некоторые из пунктов светского этикета для участия в бале:

1. На официальную церемонию не опаздывают — это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Не допустим был громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.
Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев, бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям. 

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми. 

Балы в XIX веке были излюбленным развлечением публики — как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все — соразмерно со своими средствами и возможностями. Например, к княгине Зинаиде Юсуповой, съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом.

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, 24 января 1888 г. в Санкт-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик. Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным — открытые шея и плечи.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в  ридикюль, которую также оставляли на своем месте.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва становятся постепенно самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным. К этим балам готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров В. А. Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашенных носить столь необычное для них и столь обычное для актеров платье». Балы прошли с невиданным размахом и стали настоящим событием тех лет. По традиции бал открылся полонезом. Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо нее проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня Зинаида Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа А.Д. Шереметева.

На нет балы сошли в России в начале XX века. То было не самое лучшее время для страны. Поражение в войне с Японией, потом Первая мировая война, революция... Так и кончилась старая история балов в России. А новая только начинается.

Возрождение балов В России произошло в 70-е года прошлого века, когда руководство КПСС СССР осознало важность этого формата для культурного развития россиян. По заказу правительства лучшие хореографы того времени восстановили множество исторических танцев России и создали новые стилизации старых танцев. Эта программа, в народе называемая «советской», и по сей день является одной из лучших в мире программой для балов.

Отрадно, что в нашей школе тоже есть человек который причастен к возрождению исторических танцев и даже уже стал участником настоящего бала.  Якунина Вика занимается в студии исторических танцев «Белый балъ», педагог Анна Карпакова. Каково же быть участнице такого удивительного мероприятия!?  Вот что рассказала Вика о своих впечатлениях: «27 ноября мне посчастливилось побывать на настоящем балу. Сначала я немного пугалась. Было много гостей, в том числе учащихся из разных школ. Мне было непривычно видеть вокруг себя столько новых людей. Но вскоре я переборола в себе чувство страха и успокоилась. Cчитаю, что мы станцевали их очень хорошо. 

Я очень рада, что мне удалось побывать на таком мероприятии. Всё было словно в сказке -  волшебным и прекрасным! Девушки в чудесных широких платьях середины 19 века, кавалеры в мундирах... Это воссоздавало атмосферу тех времен. Я запомню этот день одним из самых счастливых, потому что смогла  окунуться в прошлое России!» Взглянув на фотографии с бала, уже представляешь себе как это красиво, здорово и очень, очень хочется там побывать.

Вот оно будущее нашей страны, хочется чтобы больше было таких девчонок и мальчишек, которые будут возрождать историю своих предков, а значит, и знать ее, они будут ценить и любить Родину. Ведь не зря говорят «Красота спасет мир!»

Ребята, предлагаем Вам сыграть в слова. В тексте «Ах, этот бал!» много незнакомых вам слов и даже историзмов,  найдите в  толковых словарях, спросите у родителей определния  этих слов и запишите в комментарий к статье.  Кто быстрее! 


Фотогалерея новости:

Возврат к списку


0
Галина Владимировна Карпачева
Ребята, так что обозначают слова "ассамблея", гросфатер, "англез", "бутоньерка", "книксен", "менуэт" ? Наверняка, в словаре есть эти слова.
0
Настена Рязанцева
Цитата
Менуэт - это старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату

Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы



РГУ им. С. А. Есенина



perdannye_deti_1.jpg