Все новости

«Поэт сильного и самобытного дарования»

15.10.2014

«Поэт сильного и самобытного дарования»
Нет такого литературного жанра, в котором не достиг бы поэт вершины искусства: в романтической лирике, прозе, драматургии. Стремительное напряженное творчество М.Ю. Лермонтова всегда отличалось бурным вдохновением.

В школьном курсе литературы лучшие творения великого классика изучаются по вертикали:
5 класс- «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Три пальмы»;
6 класс – «Парус», «Тучи», «Листок»;
7 класс – «Песня про купца Калашникова», «Родина»;
8 класс – «Мцыри», «В минуту жизни трудную»;
9 класс – «Герой нашего времени», «Кинжал», «Дума», «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Нет, я не Байрон…» и другие.

Ощущение несбыточности гармонии и счастья, недоверие к надеждам и мечтам, горькое чувство бесконечного одиночества, которое пронес через всю свою жизнь поэт, - все это в поэтике М.Ю.Лермонтова.

На уроках в 5-8 классах разговор ведется о подлинной человечности и правде жизни, которую поэт искал в народе, в незаметном героизме простых людей, в солдатской массе, в бесхитростной простоте крестьянской жизни, в трогательной любви матери-казачки. Глубокой задушевностью согреты созданные им образы людей, совершающие истинные, но незаметные подвиги во имя свободы и независимости Родины.

В 9-ом классе произведения М.Ю. Лермонтова побуждают к исследованию глубин человеческой души в разных жизненных ситуациях, самопознанию, самовоспитанию, предупреждают о пагубности индивидуализма и эгоизма, задают множество вопросов о ценности и смысле жизни. В романе «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин записывает в дневнике: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя: зачем я жил? Для какой цели я родился?» Образ разочарованного в жизни Печорина, скептика и максималиста, но в то же время глубоко одаренного и чувствительного человека, стал любимым для многих поколений школьников. С образом героя связаны многие нравственные понятия: добро и зло, человек и общество, честь, долг, совесть и другие.

Дети всегда находятся под обаянием не только любимых образов (Мцыри, купец Калашников, Печорин, Бэла и др.), но и личностных качества великого поэта: глубокое образование, широкая начитанность, знание языков, зрелое мастерство живописца в картинах и рисунках. Известны и его музыкальные способности: изумительная игра на скрипке. В боях на Кавказе проявил блестящую храбрость и военный талант понимания тактики и стратегии боя.

За пределами школьной программы такие шедевры, как философская поэма «Демон», социально-психологическая драма «Маскарад». Они поражают глубиной творческого замысла и придают творчеству М.Ю. Лермонтова особое дыхание.
Представления учеников об одном из величайших поэтов мира могут быть расширены благодаря наблюдениям над особенностями поэтического языка М.Ю. Лермонтова. Лингвостилистический анализ отдельных поэтических строчек обогатит представление учеников о богатом художественном мире поэта. Метафоричность образов, трехсложные стихотворные размеры, стилистические фигуры, богатый синтаксис- все это можно найти в поэтике М.Ю. Лермонтова:

«Теперь родных ножон,
Избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный»
(используется инверсия и перифраза, «спутник бедный»-кинжал).

«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской»
(используется синтаксический параллелелизм)

« И скучно, и грустно, и некому руку подать
в минуту душевной тревоги»
(трехсложный стихотворный размер-амфибрахий)

«Тучки небесные, вечные странники…»
(трехсложный стихотворный размер-дактиль)

« Под тенью сладостной зеленого листка…»
( эпитет)
«И красавице боярыне слава!
И всему народу христианскому слава !…»
(используется эпифора)

Лермонтовская тема необычайно глубока. Обращаясь каждый раз к произведениям великого поэта, понимаешь, что это огромный мир со своей тайной, которая продолжает открываться сегодня на наших уроках.

Учитель русского языка и литературы Чарикова О.Г.

Возврат к списку


Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

16 декабря 2017
День лохматых



РГУ им. С. А. Есенина



perdannye_deti_1.jpg