Все новости

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов

06.05.2014

5 мая - Международный день борьбы за права инвалидов
Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Рязанской области Екатериной Борисовной Мухиной 

Екатерина Борисовна, благодарим, что Вы согласились, несмотря на плотный график работы, ответить на наши вопросы. Интервью приурочено к 5 мая, Дню борьбы за права инвалидов, оно будет размещено на школьном сайте cdo-rzn.ru. Поздравляем Вас со светлым праздником Пасхи!

Корр.: Екатерина Борисовна, что значит быть Уполномоченным по правам ребенка? Изменилась ли Ваша жизнь после вступления в должность? Изменилось ли отношение к жизни и людям? 

Е. Б. Мухина: Должность Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области предусматривает осуществление защиты прав и интересов детей, семей с детьми. Это сложная, беспокойная, ответственная работа, требующая большой эмоциональной отдачи, поэтому черствый, равнодушный человек выполнять бы ее не смог. За 2013 г. ко мне поступило 1671 обращение. Кроме того, ежедневно даем консультативно-справочную информацию по телефону. За каждым обращением подчас стоит судьба ребенка, благополучие семьи. Мое жизненное кредо «Если можешь – помоги!» и сегодня неизменно. Мой жизненный опыт, опыт работы с молодежью, детьми, с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, позволяет мне максимально решать вопросы защиты детей и оберегать, защищать, предостерегать, помогать им. 

Корр.: 5 мая — День борьбы за права ребенка. Нам кажется, что последние 10 лет государство очень многое делает для развития, например, системы образования для детей-инвалидов. Тому подтверждение — создание нашей школы. А как Вы считаете, за что еще надо бороться в нашей стране, регионе? 

Е. Б. Мухина: На мой взгляд, сегодня есть острая необходимость в возрождении духовно-нравственных ценностей, укрепления института семьи, повышения родительской ответственности. Дать детям лучшее – первоначальная задача прежде всего родителей. Главным защитником ребенка являются мама и папа. Со стороны государства оказывается всесторонняя конкретная поддержка детства, особенно серьезные сдвиги в этой части наблюдаются в отношении детей, оставшихся без попечения родителей. 

Корр.: Вы, наверное, видите много человеческой «боли», как Вам удается сохранить свой оптимизм? 

Е. Б. Мухина: Недавно я в очередной раз посещала дом ребенка и до сих пор не могу забыть этих широко распахнутых детских глаз. Они смотрят на тебя так, будто хотят спросить о чем-то или видят в тебе маму. Все там хорошо, красиво, уютно, а детки все равно ждут маму и папу. Такое же неизгладимое впечатление производит на меня посещение социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детских домов. В них проживают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. И оказались они в такой ситуации чаще всего по вине взрослых людей. За каждым из таких случаев — проблема не только ребенка, но его семьи, того социума вокруг него, который продемонстрировал свое равнодушие, позицию невмешательства. Если ежедневно получается оказать действенную помощь хотя бы двум-трем детям, либо какой-то конкретной семье, то можно считать, что день прожит не зря. И это внушает оптимизм. 

Корр.: Какова цель Вашей профессиональной жизни? 

Е. Б. Мухина: Моя работа заключается в том, что при нарушении прав детей, я делаю все возможное, чтобы защитить и восстановить нарушенные права ребенка. Имею право вмешаться в любое дело, заступиться за любого ребенка, обратиться в любую инстанцию, государственные, федеральные органы власти. 

Корр.: Какие чувства испытываете, когда удается помочь ребенку? 

Е. Б. Мухина: И одна слезинка ребенка стоит треволнений взрослых… И чтобы решить даже небольшую проблему ребенка, приходится порой преодолевать большие барьеры. Как образно сказал кто-то из замечательных людей: «Приходится бить молотком по шляпке гвоздя много раз в надежде этот гвоздь забить». Вся моя профессиональная деятельность в целом является для меня тем краеугольным камнем, что приносит удовлетворение от возможности помочь самому беззащитному человеку – ребенку. Главное, не опоздать с помощью. 

Корр.: Как лично Вы относитесь к инклюзивному образованию и как считаете, настало ли время для его внедрения в систему образования в Рязанской области? Как считаете, надо ли учитывать мнение родителей детей-инвалидов при выборе вариантов обучения — инклюзия или сегрегация? 

Е. Б. Мухина: В своей работе особое внимание я уделяю вопросам получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведь для них образование является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, обеспечения самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Создание в рамках системы образования Рязанской области оптимальных условий для социальной адаптации любого ребенка, независимо от уровня его психофизического развития является одной из приоритетных социальных задач. В нашем регионе обучение детей строится по особым образовательным программам, рассчитанным на особенности ограничений в состоянии здоровья. Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня уместно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ. Выбор организации, которая реально будет заниматься развитием, воспитанием, обучением и реабилитацией их ребенка должен оставаться прерогативой родителей или их законных представителей. Уровень образования, социализации и социальной интеграции таких детей напрямую зависит от активности их близких. Очевидно, что инклюзия как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Данный вид образования способствует более полному обеспечению конституционных прав детей с ограниченными возможностями в процессе жизнедеятельности, позволяет свести к минимуму их социокультурную дискриминацию и сегрегацию. К проблеме инклюзивного образования должно быть привлечено внимание широких слоев общественности, администраций разных уровней, работников социальных служб, средств массовой информации. В этой связи первостепенным на сегодняшний день является продолжение работы по обеспечению равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию и в частности по развитию системы дистанционного образования детей-инвалидов на территории Рязанской области. 

Корр.: Что пожелаете нашим ученикам, их родителям, педагогам школы в эту светлую неделю добра, жертвенности и всеобщей любви? Что для Вас любовь? 

Е. Б. Мухина: Хочу, прежде всего, пожелать, чтобы каждый ребенок рос и воспитывался в семье, чтобы он был окружен материнской и отцовской заботой, теплом. Взрослым, окружающим наших детей, желаю мудрости, понимания, побольше времени проводить с детьми, всем Вам здоровья, благополучия, любви, а любовь, на мой взгляд – это делать добро. 

Корр.: Екатерина Борисовна, благодарим Вас за ответы и тоже хотим пожелать, чтобы как можно чаще Вы видели счастливых детей и родителей, и все в Вашей жизни было хорошо. 


Возврат к списку


0
Галина Владимировна Карпачева
Спасибо, Екатерина Борисовна, от нас всех за интервью. С Днем Победы!

Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы






РГУ им. С. А. Есенина



perdannye_deti_1.jpg