Все новости

Из рук в руки

14.03.2019

Из рук в руки
Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком.
Л.С. Выготский


С 04.03-07.03.19 в нашей школе   в рамках недели начальных классов прошли мероприятия по преемственности между ДОУ № 91 (дошкольной группой)  учащимися начальной школы и среднего звена. В течение нескольких лет педагогический коллектив нашей школы работает над проблемой преемственности между ДОУ, начальной и основной школой.

Для успешного решения проблемы преемственности необходимо помнить о ней и начинать работу как можно раньше. Переход со ступени на ступень образования  в современном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни дошкольников и школьников.

Основной задачей на неделе начальной школы было  выявить преемственность между дошкольной группой, учащимися начальной и  основной школы в организации деятельности на совместных  занятиях и уроках.

Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Меняются, во-первых, его физиология и психология, а самое, на наш взгляд, главное изменение - смена одного воспитателя  или учителя  на команду учителей, имеющих различия даже в требованиях к детям. При переходе из дошкольного образования в начальную  школу, а затем  в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера - вот основная наша задача.

Одним из эффективных мероприятий мы считаем проведение совместных диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования. Прежде всего, коллектив учителей, который будет работать в 5 классе, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа, изучает методику обучения конкретного учителя начальных классов детей переходящих в основную школу.

Учителя начальной школы и учителя - предметники, принимающие новые классы, стараются как можно лучше понять друг друга. Для этого учителя старшего звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят  совместные уроки и мероприятия . В свою очередь, учителя начальных классов узнают характер учебных требований, предъявляемых предметниками, знакомятся с методами и приёмами их работы. Происходит корректировка учебных программ и учебных планов.

Решение проблемы преемственности находится в сфере более широкой, чем образование, – сфере социализации личности. А это значит, что, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, мы создаём условия для успешной социализации ребенка в обществе.

В 5 классе принимающие учителя стараются не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что заложено в начальной школе. Чтобы выполнить все задачи, стоящие перед учителями-предметниками, мы выработали план действий по решению проблем.

План действий по решению проблем адаптационного периода:
1.    Совещание учителей 4-5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи.
2.    Вводные контрольные работы, позволяющие определить уровень подготовленности пятиклассников к обучению в основной  школе.
3.    Анализ результатов обучения пятиклассников по русскому языку и математике за первое полугодие текущего учебного года.
4.    Психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося 5 классов.

В 5-11 классах нашей школы обучение ведется по традиционной системе, но сохраняется основной образовательный  принцип– развитие учащихся. Учителя приветствуют стремление детей самостоятельно мыслить, дают возможность отстаивать свою точку зрения, развивают способность к поисковым видам деятельности исследовательского характера. Предметники корректируют учебную программу с учетом опережающего обучения, заложенного в учебниках начальных классов, исключают дублирование программ, начиная сразу с изучения нового материала. Несмотря на большую работу, которая ведется в школе, существуют сложности психологического характера. Это взаимодействие детей с разными по эмоциональному складу учителями. Даже для опытных, любящих детей педагогов камнем преткновения является незнание их индивидуальных особенностей в период приема детей в 5 классы. Чтобы сгладить все трудности, в школе проводятся  психолого-педагогические консилиумы, в которых принимают участие педагоги начальных классов, все предметники, работающие в 5 классах. В течение сентября проходит комплексное разностороннее наблюдение и диагностика учащихся 5 классов. Педагоги дают характеристику каждому ученику с точки зрения его эмоционального состояния, общей работоспособности, самооценки, характера мышления, развития внимания, характеризуют интеллектуальные способности и личностные особенности ученика.

Таким образом, наши наблюдения и беседы с учениками показывают, что трудности с адаптацией в 5 классах связаны не только с усложнением материала и появлением новых предметов. Основная трудность – взаимодействие с новыми учителями, нарушение обычного эмоционального контакта.

Анализ результативности за 3 года позволяет сделать вывод о том, что работа по преемственности позволяет обучающимся проходить этот этап безболезненно, сохраняя при этом результаты обученности, качество обучения не становится ниже. В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствовало стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие – росту уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах.

Представляем вашему вниманию цикл уроков по предметам учителей начальных классов и учителей предметников в среднем звене. Все уроки  в записях можно посмотреть на  сайте начальной школы.



Возврат к списку


Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

19 марта
День моряка-подводника



РГУ им. С. А. Есенина




perdannye_deti_1.jpg