Все новости

Итоговое собеседование в 9 классе. Опыт проведения в ОГБОУ «ЦОДТ»

14.03.2019

Итоговое собеседование в 9 классе. Опыт проведения в ОГБОУ «ЦОДТ»
Напомним, что собеседование было введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы и направлено на проверку навыков устной речи у школьников. Итоговое собеседование с этого учебного года стало для выпускников 9 классов обязательным, его успешная сдача является для них условием допуска к государственной итоговой аттестации. Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут. Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 30 минут.

В нашей школе устное собеседование, организованное в соответствии с регламентом проведения и с соблюдением всех инструкций, прошло в штатном режиме, без сбоев. По отзывам большинства экзаменуемых, оно не вызвало у них сильных затруднений. Хотя многие девятиклассники волновались, им удалось преодолеть свое волнение и успешно выполнить задания — «зачет» получили все. Это общее достижение учеников и педагогов: результаты мониторинга качества подготовки обучающихся 9 класса ОГБОУ «ЦОДТ» по учебному предмету «русский язык» в форме итогового собеседования позволяют сделать вывод о сформированности у выпускников основной школы такого вида речевой деятельности, как говорение, и о достаточном уровне развития их устной речи.

Думаем, что познакомиться с результатами проведения итогового собеседования в целом и анализом выполнения каждого из четырех заданий, а также с допущенными типичными ошибками будет интересно не только учителям, но и будущим девятиклассникам и их родителям. В качестве рекомендаций для родителей, которые хотели бы помочь пройти эту процедуру своим детям легко и успешно, можно посоветовать следующее: просите ребенка читать вслух и пересказывать тексты, обсуждайте с ним прочитанное и вообще все, что ему интересно, ведь устная речь формируется именно в общении.

Результаты проведения итогового собеседования обучающихся ОГБОУ «ЦОДТ»


Число обучающихся 9-х классов, участвующих в итоговом собеседовании — 25 человек
Получили незачет

Получили зачет
-

25
0%

100%
Общие показатели:
минимальный балл — 8 (42% выполнения) из 19 возможных,
максимальный балл — 17  (89% выполнения) из 19 возможных



Набрано от 8 до 11 баллов
(в среднем 50% выполнения)
Набрано от 12 до 14 баллов
(в среднем 68% выполнения)


Набрано от 15 до 17 баллов
(в среднем 84% выполнения)

10 обучающихся7 обучающихся8 обучающихся

Анализ выполнения заданий итогового собеседования

Результаты выполнения задания 1 («Чтение текста») позволяют сделать вывод о том, что девятиклассники не допустили ошибок, связанных с нарушением темпа чтения, прочитали текст с интонацией, соответствующей его пунктуационному оформлению.

Достаточно сложным для школьников оказалось задание 2 («Пересказ текста с включением приведенного высказывания»). Не все обучающиеся смогли пересказать текст, передав содержание всех микротем, и логично включить в пересказ исходную цитату.

Причины затруднений могут быть вызваны как недостаточным количеством времени, которое дается для подготовки к пересказу (2 минуты), так и невысоким уровнем владения приемами информационной переработки текста и навыками смыслового чтения.

Результаты выполнения задания 3 («Монологическое высказывание») свидетельствуют о том, что девятиклассники в целом владеют достаточными коммуникативными способностями для создания монологического высказывания на заданную тему. Большинство экзаменуемых для монолога выбирали тему № 1 (построение текста-описания) или тему № 3 (построение текста-рассуждения). К типичным ошибкам, которые были допущены участниками итогового собеседования, можно отнести небольшой объем высказываний, неумение создавать законченный текст, незнание особенностей типов речи, однообразие использованных синтаксических и грамматических конструкций, большое количество допущенных речевых и грамматических ошибок.

Наиболее вероятная причина данных недостатков заключается в отсутствии у школьников опыта выполнения подобных заданий, а также в недостаточной сформированности умения строить устное высказывание заданного типа на определенную тему и использовать при создании устного монологического высказывания знаний, основанных на жизненном опыте.

Как показывают результаты устного собеседования, обучающиеся достаточно успешно выполнили задание 4 («Диалог»).  Все без исключения девятиклассники правильно понимали смысл задаваемых им вопросов, давали на них преимущественно полные развернутые ответы, адекватно реагировали на неточности в собственных ответах, исправляли их после дополнительных вопросов экзаменатора-собеседника. При выполнении заданий 3 и 4 все обучающиеся учитывали речевую ситуацию.  К типичным ошибкам, допущенным экзаменуемыми при выполнении данного задания, следует отнести однообразие использованных синтаксических и грамматических конструкций, большое количество   речевых и грамматических ошибок.

В целом в речевом оформлении ответов девятиклассников на задания, предложенные в контрольно-измерительных материалах, были допущены следующие виды типичных ошибок:

- нарушение орфоэпических норм современного русского литературного языка (ошибки в постановке ударения, искажения слов и др.);
- грамматические ошибки (построение сложноподчиненных предложений, предложений с однородными членами, ошибки в чтении окончаний слов и др.)
- речевые ошибки (необоснованный повтор слов, нарушение стилистической и лексической сочетаемости слов и др.)

Поздравляем наших девятиклассников, успешно прошедших первое экзаменационное испытание  и сдавших устное итоговое собеседование по русскому языку на «зачет»,
их родителей и педагогов!

Желаем всем выпускникам хороших оценок на экзаменах!







Возврат к списку


0
Галина Владимировна Карпачева
Молодцы учителя-словесники, хороший сделали анализ, видно, над чем работать. И самое главное объективно оценили, с уважением к детям!

Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

21 мая
Международный день космоса




РГУ им. С. А. Есенина




perdannye_deti_1.jpg