Статьи

Памяти Д. С. Лихачева (к 110-летию со дня рождения ученого)

Памяти Д. С. Лихачева (к 110-летию со дня рождения ученого)
«Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...»

Н.А. Некрасов

Наша память хранит имя Дмитрия Сергеевича Лихачева — замечательного русского мыслителя, ученого и гражданина,  активного борца за духовность, за родную культуру, за все доброе и прекрасное. Творческая личность Д.С. Лихачева представлена в  фундаментальных трудах, посвящённых истории русской литературы и, главным образом, экологии культуры, чистоте нашего национального языка.

Круг научных интересов Д.С. Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. Им создано более 500 научных и 600 публицистических трудов, кроме того, более сорока книг по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы; многие из них переведены на разные языки мира.

Жизнь Дмитрия Сергеевича Лихачева удивительна. Он столько испытал скорбей (столько «получал шишек»!), но сохранил в мире свою душу, сохранил радость жизни, а для нас сохранил очень многое из сокровищ культурно-исторического наследия России.

Родился Дмитрий Сергеевич в столице Российской империи — Санкт-Петербурге. Отец его был инженером. Мать происходила из купеческой среды. Начало его школьной учебы (осень 1914 года) практически совпало с началом мировой войны. Сначала он поступил учиться в старший приготовительный класс Гимназии Императорского Человеколюбивого Общества. А в 1915 году перешел учиться в знаменитую гимназию Карла Ивановича Мая на Васильевском острове. Со школьных лет Дмитрий Лихачев полюбил книгу. Причем его занимало не только чтение разных книг, но весьма интересовал и процесс подготовки книги к изданию, книгопечатание. Семья Лихачевых проживала в казенной квартире при типографии нынешнего Печатного Двора, который хранил особый аромат новой отпечатанной книги, «поднимающий настроение» (по воспоминаниям ученого).

По окончании гимназии Дмитрий Лихачев с 1923 по 1928 год учится на факультете общественных наук Ленинградского государственного университета. Здесь он получает первые навыки исследовательской работы с рукописями. Но, едва окончив университет, молодой ученый в 1928 году попадает в Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН). Поводом для его ареста и заключения в лагерь стало участие в работе полушутливой студенческой «Космической Академии Наук» (сокращенно — КАН).  Студент Дмитрий Лихачев написал для этой «Космической Академии» доклад о старой русской орфографии (замененной на новую в 1918 г.), искренне считая старую орфографию более совершенной, чем новую. Этого поступка оказалось достаточно, чтобы обвинить молодого человека (как и большинство его товарищей по КАН) в контрреволюционной деятельности! Дмитрия Лихачева осудили на 5 лет: полгода он провел в тюрьме, затем был отправлен в лагерь на Соловецкий остров, а закончил свой срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Близко знавший академика Д.С.Лихачева писатель Даниил Александрович Гранин так говорит о соловецких впечатлениях ученого-узника: «В рассказах о Соловках, где он сидел в лагере, нет описания личных невзгод. Что он описывает? Интересных людей, с которыми он сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не ожесточили его и, похоже, делали его мягче и отзывчивее». Сам Дмитрий Сергеевич о Соловках вспоминал об этом так: «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни».

Почему самое тяжкое время своей жизни он называет «самым значительным периодом жизни»? Да потому, что именно там, в самых суровых условиях и испытаниях, он научился дорожить каждым днем прожитой жизни, научился ценить жертвенную взаимную помощь. Высоконравственные люди и в нечеловеческих условиях оставались сами собой и даже помогали другим. Злым людям и негодяям было намного труднее переносить жизненные испытания.

Из заключения на Соловках ученый вынес следующее убеждение:
«Если человек ни о ком и ни о чем не заботится, его жизнь тоже „бездуховна”. Ему нужно страдать от чего-то, о чем-то думать. Даже в любви должна быть доля неудовлетворенности» («не все сделал, что мог»).

Сохранять душевное здоровье на Соловках Дмитрию Сергеевичу помогала, по его собственному признанию, соловецкая природа. Вот фрагмент его воспоминаний (до лагеря на острове был старинный православный монастырь): «Несмотря на строжайшее запрещение появляться в прибрежной полосе, несколько раз я ходил к Митрополичьим садкам, где в солнечные дни лежал час или два на солнце, совершенно забывая об опасности. На Заячьей Губе у Митрополичьих садков я познакомился с замечательной заячьей семьей. Я лежал в кустах и задремал. Когда я открыл глаза, я увидел прямо против себя на расстоянии чуть большем протянутой руки очаровательную зайчиху и несколько маленьких зайчат. Они смотрели на меня не отрываясь, как на чудо. Монахи приучили животных не бояться человека. Зайчиха явно привела своих детишек показать им меня. Я не шевелился и они тоже. Мы смотрели друг на друга, вероятно, с одинаковым чувством сердечной приязни. Такое бездумное созерцание не могло продолжаться вечно: я пошевелился, и они исчезли, но надолго осталось удивительно теплое чувство любви ко всему живому». В августе 1931 года по случаю успешного завершения строительства Беломорско-Балтийского канала Дмитрий Лихачев, как и большинство трудившихся на нем, получил досрочное освобождение. А в 1936 году по ходатайству президента Академии наук СССР А.П.Карпинского с  Д.С. Лихачева была снята судимость.

В 1932–1935 годах Дмитрий Сергеевич работает в Ленинграде литературным редактором. А с 1938 года становится научным сотрудником Института русской литературы Академии наук СССР. Этот институт более известен под названием Пушкинский Дом. В 1941 году за диссертацию «Новгородские летописные своды XII века» он получает степень кандидата филологических наук.

С осени 1941 по весну 1942 года Дмитрий Сергеевич вместе с семьей находится в блокадном Ленинграде. В блокаду умирает его отец. В 1942 году ученый выпускает книгу «Оборона древнерусских городов».  В годы войны Д.С.Лихачев занимается не только научной работой, но и всемерно помогает окружающим его людям. В 1942 году он получает медаль «За оборону Ленинграда», а в 1946 году — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1947 году ученый защищает докторскую диссертацию на тему «Очерки по истории литературных форм летописания XI–XVI вв.». К середине XX века он становится крупнейшим специалистом по древнерусской литературе. Его блестящие исследования текстов «Повести временных лет», «Слова о полку Игореве», «Поучения Владимира Мономаха», «Слова о Законе и Благодати», «Моления Даниила Заточника» и других памятников древнерусской литературы стали для России XX-Х| веков настоящим открытием истории и культуры Древней Руси, открытием родных истоков и источников. За эти труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народное, и международное признание. В 60-е годы 20-го столетия Д.С.Лихачев получает, наконец, и государственное признание: в 1969 году книга «Поэтика древнерусской литературы» (1967) была удостоена Государственной премии СССР.

Даже неполный указатель трудов Д.С. Лихачева содержит более 1000 наименований. Список его наград составляет несколько страниц. Но главной наградой ученому-историку, филологу, публицисту стала искренняя любовь и неослабевающее внимание  читателей к его многочисленным книгам и статьям.

В заданиях ЕГЭ по русскому языку наши ученики нередко могут встретить тексты из публицистики Д.С. Лихачева по морально-этическим проблемам, отрывки из книг: «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России», «Русская культура» и  другие. Чтение этих текстов — прекрасный урок русской словесности, а  высказывания ученого о русском слове — высшая похвала  отечественной культуре.

В «Письмах о добром прекрасном» ученый писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…». Эти слова можно воспринять как  завещание Лихачева. «В письмах я не только учил, но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я осмыслял свой опыт». Эти понятия были для него неотделимы от понятия интеллигентности. О свойстве интеллигентности он писал так: "Можно прикинуться добрым, можно прикинуться честным, но интеллигентным прикинуться невозможно!"

Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни.

Вот еще одно из поучительных высказываний, обращенных к  современному поколению :
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое» (из «Писем о добром»). Будем же верны этим заветам, ставшими для нас жизненными приоритетами, пусть наступающий новый 2017 -ый год станет годом высокой духовной силы и нравственности.

Чарикова О.Г.

Возврат к списку


Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы



РГУ им. С. А. Есенина



perdannye_deti_1.jpg