Статьи

Математик и черт

Математик и черт
Математика — кошмар для многих. Листок, испещренный цифрами, буквами непонятных языков и странными, но явно зловещими значками, наводит на «гуманитариев» непреодолимую скуку или суеверный ужас. Неспособность «физиков» и «лириков» договориться, порой, наводит на мысль, что их изначально сотворили из разных типов глины или что произошли они от совершенно непохожих друг на друга обезьян. 

Апогея их противостояние достигло в прошлом веке, когда угнаться за шагающей вперед семимильными шагами наукой могли только те, кто следил за ней пристально и внимательно: пропустить одно открытие значило ничего не понять в следующем — и «лирики» предпочли махнуть на технический прогресс рукой. Именно это время можно назвать лучшим для популяризации науки: массовая увлеченность техникой пробуждала интерес к открытиям, лежащим в ее основе. А научно-популярная форма практически неизбежно предполагает вмешательство «лирики», ведь именно более вольная подача художественного произведения помогает непрофессионалам лучше усваивать трудноперевариваемый гранит науки. 

Фантастический рассказ «Саймон Флегг и черт» можно смело считать идеальным примером научно-популярного произведения. Сочетая пресловутые «физику» и «лирику», Артур Порджес (Артур Порджес (1915-2006) - известный американский фантаст и математик) поразительным образом выворачивает наизнанку и то, и другое. Сюжет рассказа прост: профессор математики, обронив в разговоре, что душу бы продал черту за доказательство на тот момент еще недоказанной теоремы Ферма, вызывает того самого черта, охотно предлагающего свои услуги. Наскоро заключив типовой договор (подпись чернилами: XX век, о чем вы говорите!), черт отправляется искать решение загадки. 

И тут оказывается, что многомудрый "помощник" хоть и может принести горстку лунного света или переместиться в мгновение ока в любую точку Вселенной, явно принадлежит к стану «лириков». Вероятно, к этому его обязывают века существования в произведениях исключительно художественных. Изображая «два в квадрате» как двойку, обведенную рамочкой, черт признается, что до царицы наук руки у него как-то никогда не доходили — много дел было, — и отправляется этот недостаток исправлять. 

Только представьте: мятежный и всесильный дух, повелевающий душами людскими, предстает в этой истории неразумным школяром, которому приходится с боем постигать странное человеческое изобретение. И бой этот будет мучительным, возможно даже кровопролитным. 

Такой наукоцентризм был возможен исключительно в середине XX века, когда вера в науку была сильнее веры в Бога. Так читателям совершенно не следует удивляется появлению в комнате черта — подумаешь, черт, с кем не бывает. Им предлагают удивиться тому, что сам Ферма, если верить его записи на полях книги, теорему свою доказал — а потом это триста лет никому не удавалось. И непостижимое чудо человеческой мысли, честное слово, куда поразительнее внезапных исчезновений или способности к левитации. (Одна из самых известных в математике теорем, Великая теорема Ферма, о которой идет речь в рассказе была окончательно сформулирована в 1637 году, а доказана лишь в 1994 году. 

Кому интересно, рекомендую прочитать, как Эндрю Уайлс все-таки доказал теорему Ферма без математических подробностей и прочего заумия: http://polit.ru/article/2006/12/28/abrarov/) У рассказа есть одно неоспоримое достоинство: он позволяет показать науку не такой пугающей-непонятной — все равно что лишить черта его сущности, превратить в приятного и даже обаятельного собеседника. 

«Саймон Флегг и черт» и подобные ему произведения напоминают нам, что «сложное для понимания» никоим образом не тождественно «ужасному» или «безобразному», скорее наоборот: изящное решение сложной задачи по-своему прекрасно, просто для того, чтобы увидеть эту красоту, нужно приложить немного больше усилий. 

Суть сюжета рассказа «Саймон Флегг и черт» – классический конфликт Добра (представленного математиком) и Зла (воплощенного в образе черта). Математик и дьявол заключают пари — дьявол должен либо ответить на вопрос «Верна ли Великая теорема Ферма?» и забрать душу математика, либо заплатить деньги. Черт не смог устоять перед математической загадкой. Учёный и чёрт стали вместе решать задачу. Изучив математику за сутки, черт не обрел собственного счастья, но стал увлеченным. Это даже заметно преобразило черта. Он оказался во власти совсем другой религии. Профессор его перехитрил. Эта коротенькая новелла замечательно передала атмосферу духовного мира учёного математика. 

Короткометражный научно-популярный фильм «Математик и черт» является экранизацией рассказа Артура Порджеса «Саймон Флэгг и дьявол». Режиссер Семен Райтбурт использует этот сюжет как повод рассказать о теореме Ферма и истории ее доказательства (в 1972 году, когда снимался фильм, теорема Ферма еще не была доказана.) Фильм черно-белый. Но, поверьте, это только придает ему шарма.
 

Короткометражку (продолжительность фильма 21 минута) стоит посмотреть. Во-первых, из-за простоты сюжета фильм легок на просмотр. Ничего запутанного нет, даже, несмотря на то, что фильм изначально предполагает сложную теорему Ферма, на тот момент еще не доказанную, но сама по себе предполагающую интересный исход развития событий.
 Во-вторых, из-за математического юмора. Юмор в фильме забавный, понятный даже неспециалистам математики. Фильм носит сугубо развлекательный характер — ни вам мудреных решений и доказательств упомянутой теоремы, ни мистики. Смотрите.

Сенина Л.И., учитель математики



Возврат к списку


Моя школа


Используйте свой школьный Google-аккаунт (@cdo-rzn.ru) для входа на сайт и доступа к внутренней сети школы

17 ноября
Международный день студентов





РГУ им. С. А. Есенина



perdannye_deti_1.jpg